Николаевский областной художественный музей  имени В. В. ВЕРЕЩАГИНА

 
Адрес: г.Николаев, 
ул. Большая Морская, 47
 

Телефоны:

 (0512) 37 23 67
 (0512) 37 23 53
 
E-mail: museum0@ukr.net
 
 
 
195-ю со дня рождения художника 19 столетия Федора Петровича Чумакова посвящается
Автор: Джанаева Л.А.   
22.02.2018 00:00

Здание Николаевского областного художественного музея им. В.В. Верещагина является памятником архитектуры конца XIX века. Одно из красивейших его помещений это музыкальная гостиная, в которой проходят различные мероприятия, посвященные праздничным и юбилейным датам, презентации, выставки, концерты. Гостиная привлекает внимание архитектурой и своим убранством. А это скульптура и картины художников-академистов. И первым, когда заходишь в зал, обращает на себя внимание монументальное полотно (348x250) с изображением многофигурной композиции. Что за произведение, кто его автор? Дать ответы на вопросы и хочется в данной статье. Тем более что полотно принадлежит кисти известного художника-академиста Федора Петровича Чумакова, которому в этом году исполняется 195 лет со дня рождения. Художник писал картины на исторические и библейские сюжеты, жанровые композиции, в последние годы отдавал предпочтение исключительно портретам.

Федор Петрович Чумаков родился в Петербурге в 1823 году. Родители хотели видеть его сценической знаменитостью, поэтому отдают учиться в Санкт-Петербургское театральное училище, в котором он воспитывался с 1834 года по 1840 год. Одновременно с обучением в театральном училище он посещает рисовальные классы Академии Художеств. В семнадцать лет, 1840 года, Чумаков переводится в Академию Художеств. Выдающиеся художники того времени – К. Брюллов и П. Басин, увидев его дарование, поддержали дальнейшую учебу юноши. Он стал вольноприходящим учеником в классе исторической живописи Петра Васильевича Басина.

В 1847 году Ф.П. Чумаков удостаивается двумя серебряными медалями (большой и малой) за этюды стариков.

Из-за болезни художник был вынужден прервать учебу и выехать в Италию, где прожил больше года. Вернувшись из-за границы, он представил на академическую выставку 1852 года две работы: «Вакханка» и «Девушка из Альбано», за которые получил звание академика.

В 1857 году он снова выезжает за границу. Путешествуя по Европе, художник останавливается во Франции и поселяется в Париже, где не раз принимает участие в выставках. Парижская критика одобрительно относилась к его полотнам, что способствовало признанию Ф.П. Чумакова среди художественной богемы французской столицы. Именно в это время им написаны две работы: «Истязание Христа», приобретенная французским правительством в 1865 году, и «Христос и богач». Последняя очень понравилась великой княгине, Марии Николаевне, президенту Академии художеств, которая посетила в 1865 году мастерскую Ф.П. Чумакова в Париже и приобрела несколько его работ.

Картину «Христос и богач» в 1866 году Ф.П. Чумаков привез в Санкт- Петербург. Академический совет нашел эту работу, как по композиции, так и по исполнению, чудесным произведением русской школы. Художника награждают орденом Св. Анны 3-ей степени за значительные достижения в исторической живописи и поощрение его художественной деятельности.

До своих последних дней Федор Петрович жил почти безвыездно в Париже, где писал почти исключительно портреты и идеальные головки молодых женщин во вкусе французского художника XVIII века Греза, за что и прозвали Чумакова «Русский Греза».

В 1899 году в Париже художник умирает.

Полотно «Христос и богач» было приобретено императором Александром ІІ   и передано в музей Академии художеств в Санкт-Петербурге.

Картины, как и люди, имеют свою жизнь, свою историю. Судьба картины «Христос и богач» достаточно сложная. В 1914 году полотно было передано императором Николаем II в Херсон, где в ту пору открывался Херсонский художественный музей. Позднее, в 1930-ые годы художественный музей стал отделом Херсонского исторического музея. Можно предположить, что тогда из-за больших размеров полотно сняли с подрамника и навернули на вал.

Наступил 1956 год, и Херсонский исторический музей передает в музей

им. В.В. Верещагина две большие картины: С.Т. Шелкового «Арест Митрополита Филиппа» и Ф.П. Чумакова «Христос и богач». Последняя без подрамника, на бобине поступила из Херсона под названим «Христос и богатый юноша», что более точно отвечает тексту Евангелия. Из-за своего плохого состояния картина экспонироваться не могла, и сорок восемь лет она находилась в фондах музея. Только в 2004 году полотно было реставрировано. 

Это стало возможным благодаря программе «Возрождение шедевров» - союза художественного музея им. В.В. Верещагина и Николаевского глиноземного завода, выделявшего средства на реставрацию картин. Процессом восстановления полотна занимался николаевский реставратор Дмитрий Леонидович Боляков и известный киевский специалист, заведующий кафедры реставрации Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры Николай Федорович Титов, который оказал неоценимую помощь музею в восстановлении еще около десяти ценных музейных произведений художников ХІХ века. После семи месяцев кропотливой и колоссальной по объему работы, проведенной непосредственно в залах музея, картина заняла достойное место в музыкальной гостиной.

А каков же сюжет картины?

Для тех, кто знаком с библией, понятно, что написана она на евангельское повествование о встрече Иисуса с богатым юношей и содержит в себе известную притчу — о верблюде и игольном ушке. Широкий круг посетителей об этом не знает. И не мудрено. Ведь библия долгое время не издавалась и почти вышла из обихода. С ней поступили точно так же, как и со многими замечательными храмами, то закрытыми, то разрушенными, то занятыми под служебные помещения и разные подсобные склады. Между тем Библия сыграла величайшую роль в истории человечества. Под ее влиянием создавались шедевры мирового изобразительного искусства, литературы и музыки.

Среди отечественных художников XIX века многие обращались к религиозной и мифологической теме: А.А. Иванов, И.Е. Репин, Н.К. Рерих, Й.Н. Крамской, М.В. Нестеров, В.М. Васнецов, Г. Л. Семирадский, В.Д. Поленов и др.

Тех, кто знает притчу «Христос и богатый юноша», но не видел картину Ф.П. Чумакова, тех, кто видел картину, но не знает ее сюжета, и всех любителей искусства, желающих познакомиться с произведениями известных художников-академистов, а это и Г.И. Семирадский, и М.К. Клодт, и П.И. Невзоров, и

Г.С. Седов, и ряд других, музей приглашает на экскурсию по выставке «Академическое искусство».

                                                                                       Младший научный сотрудник

                                                                                        Николаевского областного художественного

                                                                                       музея им. В.В. Верещагина

                                                                    Л.А. Джанаева

 
 
 
Сайт создан в студии Мотив