Николаевский областной художественный музей  имени В. В. ВЕРЕЩАГИНА

 
Адрес: г.Николаев, 
ул. Большая Морская, 47
 

Телефоны:

 (0512) 37 23 67
 (0512) 37 23 53
 
E-mail: museum0@ukr.net
 
 
 
ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХІХ ВЕКА

Третий зал познакомит с произведениями художников 1860-х годов и передвижников.

Экспозицию открывает работа всемирно-известного художника - мариниста И.К.Айвазовского "Пушкин на берегу Черного моря" (1887). Среди современной многотысячной коллекции музея именно эта картина, переданная Академией художеств в 1914 году, положила начало формированию собрания музея.

Украденное из музея в период фашистской оккупации полотно, было случайно найдено николаевским художником П.П.Степаненком в 1944 году. Отреставрированная киевским мастером, эта картина была украшением коллекции музея и любимым произведением многих николаевцев.

Со временем картина потеряла экспозиционный вид: полотно имело деформации, тонирования и записи авторской живописи изменили цвет. Все это требовало немедленных реставрационных вмешательств. И в 2003 году профессором, заведующим кафедры реставрации Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры Титовым Николаем Федоровичем была проведена вторая реставрация картины с использованием новейших достижений современной методологии реставрационного дела. Последняя реставрация полотна И.К.Айвазовского "Пушкин на берегу Черного моря" открыла зрителям настоящую авторскую живопись.

На сегодняшний день в Украине можно без преувеличения назвать реставрацию этого крупноформатного полотна уникальной.

На картине изображен высокий берег с глубокими ущельями, освещенный последним лучом вечернего солнца. Длинные тени легли на дорогу, которая спускается к морю. В картине искусно передан влажный морской воздух, естественность вечернего солнечного освещения. Очень редко Айвазовский соединял морской пейзаж с образом человека. Образ известного российского поэта написан мягко и лирично.

Традиции маринистической живописи, заложенные И.К. Айвазовским, продолжил Р.Г. Судковский, уроженец г. Очакова, Николаевской области. Прекрасную возможность увидеть образ этого художника дает робота А.М.Корзухина "Портрет Р.Г. Судковского". Он тяготел к реалистичному видению морского пейзажа. Почти все свои произведения Р.Г.Судковский писал с натуры. Марина "Очаковский берег" (1870) характерное для его творчества полотно.

На рубеже 1850 и 60-х годов происходит перелом в развитии русского и украинского искусства. Он отразился в тесном сближении искусства с передовым общественным мнением. Еще в первой половине XIX века от официальной линии Академии художеств отошла группа художников, в том числе и К.П.Брюллов. Последующее развитие демократического движения привело к разрыву с Академией группы выпускников под председательством И.Н.Крамского. В результате в 1863 году создается Петербуржская артель художников, которая подготовила появление Товарищества передвижных художественных выставок - крупнейшей организации передовых российских и украинских художников.

Творчество мастеров 1860-х годов В. Перова, В. Якоби, В. Пукирева, Л. Соломаткина, С. Грибкова и других художников, отображавших реальную жизнь народа, широко представлено в экспозиции зала.

Товарищество передвижных художественных выставок, созданное в 1870 году, закономерно продолжило развитие демократических и реалистичных поисков "шестидесятников". Доминирующим жанром в творчестве передвижников становится бытовой, который правдиво передает повседневную жизнь людей.

Тема безысходного горя крестьянской семьи, которая осталась без кормильца, раскрыта в эскизе А.М. Корзухина "У краюшки хлеба" (1890).

Крупным мастером - "короткого рассказа" в живописи, внимание которого привлекала жизнь разных слоев общества, был В.Е. Маковский. В экспозиции представлены его картины "В четыре руки" (1910), “Секрет” (1918).

На первой передвижной выставке в 1871 году с большим успехом экспонировалась скульптура М.М.Антокольского "Иван Грозный", которая в настоящее время является одним из лучших экспонатов музея. М.М.Антокольский создал глубокий психологический образ царя-тирана и царя-грешника в минуты раскаяния, в полной мере используя преимущество скульптурного объемного образа.

Активным участником выставок передвижников был и украинский скульптор Л.В.Позен. В небольшой терракотовой скульптуре "Нищий" (1888) мастер в обобщенном образе старика, который просит милостыню, раскрыл судьбу многих людей в России в послереформенный период.

Большой заслугой передвижников стало создание отечественной национальной школы пейзажа, родоначальниками которого были А.К.Саврасов и И.И. Шишкин. Член - основатель ТПХВ А.К. Саврасов создал глубоко эмоциональные и поэтические образы российской природы. Его картина "Зима" (нач. 1870-х годов) и "Весной в селе" (1882) яркие тому примеры.

Одним из активнейших участников передвижных выставок был И.И.Шишкин. В зале экспонируется его работа "Дубки", созданная художником в 90-х годах в период последнего 10-летнего периода творчества мастера - времени новых живописных поисков и решений. Написанная в теплых, насыщенных солнцем тонах работа представляет собой олицетворение летней природы.

Украинский художник - передвижник А.Н.Куинджи посвятил свое творчество передаче красоты природы в ее солнечном и месячном освещении. Недаром И.Е.Репин назвал Куинджи "художником света". Полотно "Лунная ночь" передает таинственную, обворожительную красоту летней украинской ночи. Своеобразное колористичное решение картины играет важную роль в передаче лунного сияния. "Лунная ночь" Куинджи - картина, для которой недостаточно поверхностного взгляда, она побуждает зрителя к длительному созерцанию.

Развивая реалистичные традиции жанра, И.Левитан создал новый тип пейзажа - эпический. В этюде "Волга. Баржи" он с помощью пленэрной живописи, переходами серо-охристых тонов, легкими пятнами света достигает гармоничности всего колорита. Точность тональных решений позволяет ему без особой детализации передать глубину пространства, создать ощущение реальности.

Прекрасным мастером жанровой картины и портрета, идейным руководителем младшего поколения передвижников был Н.А. Ярошенко, представленный в экспозиции зала музея картинами "Горный пейзаж" и "Женский портрет".

В творчестве передвижников особенное место занимает портрет, который получил высокое гражданское звучание. Великий художник И.Е. Репин, который успешно работал в разных жанрах, был и тонким портретистом. Он сумел передать в портрете сложные проявления эмоций и чувств. В экспозиции находится "Портрет Г.И. Шоофса", созданный в 1907 году. Главный уполномоченный одного из страховых обществ Петербурга, большой ценитель искусства, Г.И. Шоофс изображен как человек с сильным характером, умный и волевой.

Завершают экспозицию зала работы украинских художников второй половины ХIХ века. Украинские мастера были активными участниками выставок передвижников. Их работы отличаются своеобразными колористическими решениями, национальными мотивами.

Ярко выраженная индивидуальность отличает полотна С.И.Светославского. Украинский художник с большой теплотой и любовью изображает природу Украины и жизнь ее народа. Его "Сельский дворик" выявляет характерный для автора жанровый мотив и богатство палитры.

Мастером лирического пейзажа был выдающийся украинский художник С.И.Васильковский. Его работа "Весна" (1885) - образец поэтичного восприятия природы. Композиция, колорит и даже мельчайшие детали подчинены одной идее - показать пробуждение природы и ожидание весны людьми.

Поражает реализмом и мастерством робота К.Крыжицкого "Норвежский фиорд" (1903). Эффектный колорит холодной гаммы цветов удачно передает суровую красоту северной природы.

 

Среди будничного труда исследователей искусства и музейных работников достаточно часто случаются интересные истории и, иногда, невероятные открытия.

В 1984 году в музей поступила картина, которая на протяжении 21 года хранилась как копия с работы В.Г. Перова «Охотники на привале». Но уже тогда реставратор музея Д.Л. Боляков осторожно выразил предположение относительно авторского повторения. Его главные аргументы базировались, в первую очередь, на высоком качестве живописи.

И вот уже в 2004 году, во время пребывания в Николаеве известного киевского реставратора Н.Ф. Титова, когда ему предложили посмотреть на полотно, он неожиданно заявил об очень высоком качестве картины и принадлежности полотна и красок ко второй половине ХІХ ст.

Картину решили тщательно исследовать, изучить, сравнить с оригинальными произведениями. Кроме детального исследования, робота также нуждалась в значительной реставрации.

В.Г. Перов (1834 – 1882) – принадлежит к российской культуре второй половины ХІХ ст. Известный живописец, жанрист, автор исторических картин. Один из ведущих передвижников. Впервые картину «Охотники на привале» художник экспонировал в 1871 году в Петербурге на Первой передвижной выставке. Позже эта работа экспонировалась в павильоне России на Всемирной Венской выставке в 1873 году.

После удачного вернисажа, картину сразу же приобрел П.М. Третьяков. Через несколько лет для императора Александра ІІІ, был сделан вариант, который в настоящее время принадлежит Государственному Российскому музею в Санкт-Петербурге. Исторические факты свидетельствуют о том, что у Перова были авторские повторения.

После проведения исследования в Киеве, было принято решение, для определения окончательного анализа отправиться в Москву.

Были предоставлены исследованные в Третьяковский галерее данные о типичных грунтах и красках, которые использовал художник, образцы подписей. Обращено внимание на характер авторской подписи. Характер подписи, моделирования обуви укрепили надежду украинских исследователей в верности собственных выводов. А сравнение позже рентгеновских снимков с работы Перова в Москве и авторского повторения в Николаеве еще раз подтвердило, что в музее на протяжении более двух десятилетий хранилось авторское повторение всемирно известной картины великого российского художника.

Летом в 2006 году, отреставрированное произведение В.Г. Перова «Охотники на привале» вернулось в Николаев.

Отныне возрожденный шедевр экспонируется в третьем зале постоянной экспозиции Николаевского областного художественного музея им. В.В. Верещагина.

 

 

1887 г. Айазовский И.К. Пушкин на берегу Черного моря
 
1898-1908 рр. Куинджи А.И. Лунная ночь
 
Трутовский К.А. У плетня
 
Саврасов А.К. Зима
Перов В.Г. Охотники на привале. Авторское повторение
1870 г. Судковский Р.Г. Очаковский берег
 Васильковский С.И. Козачий двор. Полтавщина
Ярошенко Н.А. Горный пейзаж
 
 
 
Сайт создан в студии Мотив