Николаевский областной художественный музей  имени В. В. ВЕРЕЩАГИНА

 
Адрес: г.Николаев, 
ул. Большая Морская, 47
 

Телефоны:

 (0512) 37 23 67
 (0512) 37 23 53
 
E-mail: museum0@ukr.net
 
 
 
НАТЮРМОРТ. СИРЕНЬ НА ОКНЕ

   Кончаловский Петр Петрович

   (1876-1956)

 Букетам сирени, созданным народным художником РСФСР Петром Петровичем Кончаловским, трудно подвести счет. Более 30-ти лет художник писал их ежегодно и они стали своеобразным атрибутом его творчества, превратились в его излюбленный персонаж. Но несравненные букеты из веток фиолетовой, лиловой, розовой, белой сирени никогда не повторялись – каждый раз он писал их как бы заново, в другом эмоциональном ключе, оставаясь при этом неизменным лишь в интересе к реальной действительности.
Сюита «сирени» с каждым годом становилась все более классической в живописи Кончаловского. Художник пишет сирень всех сортов и оттенков, наслаждаясь созерцанием бесконечного разнообразия и волнующей красоты махровых гроздьев. С удивительным мастерством он передает форму и фактуру цветка, его конструкцию, вес, массу. У Кончаловского трепетно-восторженное чувство осязания элегантных соцветий. Кажется, в его клубящуюся сирень можно зарыться с головой, ощущая на лице ее щекочущую рыхлость, вдыхая ее необыкновенный запах.

Пышный букет махровой сирени на подоконнике и уголок зеленого сада, виднеющегося через распахнутое окно, слагаются в поэтический образ. Изящен изгиб веток, склонившихся под тяжестью фиолетовых и белых гроздьев, по которым переливаются сияющие, чистые цвета. Это – «Натюрморт. Сирень на окне», один из трех «сиреневых» натюрмортов, написанных художником в свою последнюю весну. Несмотря на преклонный возраст, он легко, без затруднений, словно упиваясь счастьем видеть земное чудо и дышать им, спешит выплеснуть свой восторг на холст, переливая в цвет и краски благоухание майской сирени. Натюрморт свободно и искренне «спет» художником. Он свидетельствует о жизнеутверждающем мировосприятии мастера, главным чувством которого по-прежнему оставалась восторженная радость, а главным средством ее выражения – стихийная импульсивность.
Проходят годы, а букет махровой сирени, как и все цветы П.П. Кончаловского, сохраняют свою былую прелесть. И кажется иной раз, что серебрится еще роса на жестковато-пушистых гроздьях, и не просохли еще свежие, подобные россыпи самоцветов, краски, источающие неповторимый сиреневый аромат…

 
 
 
Сайт создан в студии Мотив