Николаевский областной художественный музей  имени В. В. ВЕРЕЩАГИНА


 

 Адреса: м.Миколаїв,
    вул. Велика Морська, 47
 
 Телефон:     
     +38 (0512) 37 23 67
   
 E-mail: museum0@ukr.net
 
 
АРЕСТ МИТРОПОЛИТА ФИЛИППА
"100 шедевров" - виртуальная галерея

 

   Шелковый Сергей Тимофеевич

   (1870-?)

Одним из самых интересных и выразительных исторических полотен в коллекции Николаевского областного художественного музея им. В.В. Верещагина является картина С.Т. Шелкового «Арест митрополита Филиппа» (1910 г.), поступившая в Николаев в 1956 году из Херсонского исторического музея, в котором она находилась с 1914 года, будучи переданной из Музея Императорской Академии художеств. 

Сюжет работы переносит зрителя в „темные” времена царствования Ивана IV (Грозного), известного своей жестокостью и деспотизмом русского правителя. Внутренняя политика царского самодержавия, так называемая опричнина, направленная на физическое уничтожение политических противников Ивана Грозного, конфискацию их земельных владений, закрепощение и разорение крестьян, вызывала протест части русского дворянства и духовенства. Избранный в июле 1566 года на митрополичий престол игумен Соловецкого монастыря Филипп решился публично выступить с осуждением кровопролитных порядков, за что в ноябре 1568 года был низложен и заточен в тверском Отроч-Успенском монастыре. Драматичная сцена ареста митрополита Филиппа и послужила художнику Шелковому сюжетом для его монументального полотна, занимающего одно из центральных мест в постоянной экспозиции музея.
В интерьере православной церкви, в окружении испуганных прихожан и разъяренных опричников, изображен седобородый митрополит. Среди бушующей толпы, в обстановке всеобщего хаоса, он один стоит спокойно и нерушимо, заранее прощая опричникам их жестокости. В глазах его – страдания и боль, но не о своей судьбе печалится Филипп, не о тех невыносимых муках, которые ему вскоре доведется пережить, а о жизнях этих грешников, предавших и Бога, и брата, и самих себя.
Выразителен образ боярина, стоящего справа от митрополита и указывающего на него резким жестом правой руки. Поражает фанатичный, словно обезумевший от злости и ярости взгляд его глаз.
Художник тонко передает страх и отчаяние собравшихся в церкви прихожан. Одним из центральных образов картины является семья, изображенная в правой части полотна. Лица девушки, стоящей на коленях перед пожилыми родителями, не видно, но зритель будто слышит ее горькие рыдания. Прижимая к себе голову дочери, мать старается ее успокоить, но и сама не в силах сдержать слез, утирая лицо краем убруса. Даже служители церкви не скрывают своего возмущения и смятения. Одна из монахинь в растерянности и недоумении схватилась руками за голову.
В полутьме церкви, освещенной тусклым светом свечей и лампадами, образы иконостаса лишь намечены художником. Ликов не видно, только темные силуэты Христа, Богоматери и православных святых. Такой прием еще больше усиливает впечатление того, что иконы безмолвно наблюдают за происходящим перед алтарем ужасом, но даже это не останавливает опричников.
В декабре 1569 года Малюта Скуратов - один из наиболее активных организаторов опричного террора - по приказу царя задушил бывшего митрополита Филиппа Колычева. В 1652 году Филипп был канонизирован русской церковью.
Картина „Арест митрополита Филиппа” демонстрирует яркий живописный талант С.Т. Шелкового: тонкое чувство колорита, виртуозное мастерство светотеневой моделировки, глубокое знание законов композиции. Обратившись к сложным, горьким и противоречивым событиям отечественной истории, художник сумел создать замечательное произведение, которое вот уже почти целое столетие поражает зрителей драматизмом и выразительностью созданных образов.