Николаевский областной художественный музей  имени В. В. ВЕРЕЩАГИНА


 

 Адреса: м.Миколаїв,
    вул. Велика Морська, 47
 
 Телефон:     
     +38 (0512) 37 23 67
   
 E-mail: museum0@ukr.net
 
 
БАТАЛЬНАЯ СЦЕНА
"100 шедевров" - виртуальная галерея

  Шварц Густав

  (1800 - 1854 )

Со времен царствования Петра І на работу в Россию приезжало много европейских художников. Среди них были и выдающиеся мастера : К. Растрелли, Л. Каравакк, Э. Фальконе, Д. Доу и др.

К этому же кругу художников можно отнести и Густава Шварца, хотя он и не обладает таким громким именем. Учитывая тот факт что, Россия в 1850-е годы активно готовилась к празднованию 50- летия победы над Наполеоном, не удивляет обращение Г. Шварца к теме наполеоновских войн. Удивляет скорее сам сюжет произведения. Художник выбирает (или ему заказывают) малоизвестный в России эпизод египетского похода Наполеона.

На полотне Г. Шварцем воспроизводится фрагмент битвы под Каиром. Справа, на фоне пальм, хорошо читается группа французских старших офицеров, среди которых, сидя на коне, выделяется сам Наполеон. За ним видны ряды солдат французской армии. Наполеон, судя по его жесту, отправляет в бой подкрепление. Слева заметны ряды солдат, идущие под развернутым французским триколором.

Повсюду в картине заметны элементы египетской экзотики. В левом нижнем углу видны циклопические каменные капители колонн от древнего храма. Вдали, в самом центре полотна, хорошо заметны три огромные пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе, что позволяет точно локализовать место сражения.

Над войсками, даже недалеко от будущего императора, хорошо видны взрывы бомб в виде белых облаков дыма. При этом художник подчеркивает мужество Наполеона и его окружения, которые не обращают внимания на опасности. Можно предположить, что перед нами подробный эскиз для большого полотна. Была ли написана впоследствии большая картина, заказанная Шварцу, или нет, – сказать невозможно. Вместе с тем, совершенно очевидно, что это уникальное по сюжету для русского искусства полотно, совершенно не связанное с войной 1812 года, демонстрирует нам тот огромный интерес, который был в русском обществе в середине ХІХ века, и к этой войне и к истории Франции времен Наполеона Бонапарта.

Картина поступила в музей из дирекции художественных выставок СССР в 1964 году и с тех пор украшает экспозицию зала, посвященного ХІХ столетию.