Николаевский областной художественный музей  имени В. В. ВЕРЕЩАГИНА

 
Адрес: г.Николаев, 
ул. Большая Морская, 47
 

Телефоны:

 (0512) 37 23 67
 (0512) 37 23 53
 
E-mail: museum0@ukr.net
 
 
 
ИКОНЫ
Коллекции

 

Коллекция иконописи Николаевского областного художественного музея им. В.В. Верещагина насчитывает 194 живописных произведения и 143 единицы медно и бронзово-литой культовой пластики Её хронологические рамки охватывают период XVI - начала XX веков. Восемьдесят процентов собрания икон относится к XIX ст.

Первые памятники русской иконописи и предметы церковного обихода начали поступать в собрание музея с начала 1970-1980-х годов. Именно в это время музей получил большую часть иконной коллекции. Это были поступления из Всесоюзного художественно-производственного комбината им. Е.В. Вучетича (ВХПК) в 1971-1975, 1 977-1979, 1981-1983 годах, а также из Всесоюзного художественно-производственного объединения им. Е.В.Вучетича (1985 год). Именно они заложили основу для формирования нового раздела в собрании музея – раздела древнерусской живописи.

 Поступившие в 1871-1975 гг. произведения древнерусской живописи, положили начало активному накапливанию и изучению экспонатов. Помимо поступлений из ВХПК музей приобретает иконы у частных коллекционеров. Несколько икон было передано музею различными организациями.

И уже в 1975 сотрудники музея смогли организовать первую тематическую выставку, давшую возможность познакомить посетителей с собранными к тому времени иконами и культовой утварью. Экспозиция располагалась в первом зале музея, находившегося в ту пору в купеческом особняке по улице Спасской, 22, и была открыта накануне Рождества 1975 года.

Впоследствии только отдельные памятники коллекции остались в постоянной экспозиции. Из-за отсутствия площадей произведения были отправлены в запасники более чем на десятилетие.

В 1986 году, в связи с переездом музея в новое здание по улице Большая Морская, 47, появилась возможность включить лучшие произведения иконописи в постоянную экспозицию. Ей был отведён первый зал, где в витринах также демонстрировалось художественное литьё, письмо эмалями.

 Коллекция памятников иконописи XVI - начала XX веков Николаевского областного художественного музея им. В.В. Верещагина даёт представление о распространённых иконографических типах главного, центрального образа всего древнерусского искусства образ Иисуса Христа. Спаса, как его называли на Руси.

В собрании хранятся драгоценные памятники с наиболее часто используемыми типами изображения Богоматери, как-то: Умиление, Одигитрия, Знамение.

Образы святых - Николая, Варвары, Параскевы Пятницы, Иоанна Предтечи, Флора и Лавра, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Георгия Победоносца и Дмитрия Салунского – вот далеко не полный перечень наиболее почитаемых в славянском мире икон украшающих музейное собрание

 Особенно разнообразна иконография Святого Николая. Несколько произведений имеют житийный характер.

Среди икон с изображением христианских мучеников Флора и Лавра выделяется икона XVIII века (110х71) со своеобразным композиционным построением. В среднике в полный рост помещены стоящие напротив друг друга святые. В нижнем же регистре иконы в клеймах изображены сцены из жизни мучеников.

Сюжет «Троицы» - один из излюбленных в иконописи, восходящий к Ветхозаветной Книге Бытия.

Редкие варианты «Троицы» - «Отечество» и «Триипостасное Божество» - созданы в XVIII – XIX веках, сохраняя при этом традиции предшествующего времени.

Различные по композиционному построению иконы праздничного чина: «Рождество Христово», «Богоявление», «Вход в Иерусалим», «Распятие», «Воскресение Христово» дополняют коллекцию.

 

Особый интерес представляют пять датированных икон, из них две – подписные.

Так в 1981-1982 гг. в из ВХПК поступили две датированные иконы: Тихвинская икона Божией Матери ( 1764 г .; 89х67) и икона Божией Матери «Утоли моя печаль» (1786; 37,5х29,5), а в 1974 и 1977 г . - иконы «Иоанн Предтеча» (31х26,5; писал В.Н.Мешков. 1903) и «Вознесение» (Алексей Лошков; 108х89).

Единственной в своём роде для музея является композиция «Страшный суд» ( 1799 г .; 125х98), поступившая из ВХПК в 1972 г . Внушительных размеров многофигурное изображение представляет картины последнего суда над человечеством.

Заслуживают внимания иконы в окладах, где не только икона, но и её драгоценное убранство представляет собой произведение искусства.

Отдельно следует упомянуть и так называемые «примитивы». Писаны они преимущественно в небольших провинциальных городах и деревнях местными иконописцами. Среди имеющихся в коллекции выделяются такие как: «Богоматерь Боголюбская», «Рождество Христово», «Чудо Георгия о змие». При кажущейся архаичности, простоте художественных образов, стремлению к некоторой объёмности, в них наблюдается внимание к внутреннему миру человека. Как правило, такие памятники характеризуются ярким, насыщенным, звонким колористическим решением.

 Украинская икона представлена в собрании единичными образцами. В число их входит одно из последних поступлений раздела иконописи, памятник XVIII века – «Покров Богоматери».

 Нередко приобретённые иконы имели, мягко говоря, «неэкспозиционный вид». Это можно объяснить не только неудовлетворительными условиями хранения, но и естественными процессами старения. Олифа, которой иконописцы покрывали изображение, хорошо проявляет цвет и, что еще важнее, прекрасно предохраняет икону от повреждений, обладает свойством со временем темнеть.

В древности на Руси знали и применяли способы удаления потемневшей олифы, т.е. способы "расчистки" древней живописи. Но способы

эти были трудоемки и со временем иконы стали не расчищаться, а "поновляться", т.е. поверх потемневшей олифы писалось новое изображение. Часто на древних иконах делалось в течение веков несколько таких поновлений - первоначальная живопись в таком случае закрывалась несколькими слоями записей. Современные технологии позволяют вернуть иконе её первоначальный облик, вдохнуть в старые иконы новую жизнь. В этом музею помогают специалисты Научно реставрационного центра Украины (г. Киев) и его филиала в г. Одессе.

Евангелист Марк Икона XVII в.
Казанская икона Божией Матери XVII- XVIII в.
Иоанн Предтеча Икона XVIII в.
Всевидящее око Икона XIX в.
Спас Вседержитель Икона XIX в.
  Николай Чудотворец Первая половина XIX в.
 
 
 
Сайт создан в студии Мотив